Студенту на замiтку
Звернення
Аудит
Бухгалтерський облік
Винахідництво
Екологія
Економіка
   Економіка підприємства
   Історія економіки
   Логістіка
   Страхування
   Цінні папери
   Корпоративне управління
Етика. Естетика
Інтелектуальна власність
Історія
Культурологія
   Культура, мистецтво, суспільство
   Культурне співробітництво
   Менеджмент в галузі культури
   Оперне, балетне мистецтво України
   Сучасна українська музика
   Українська книга
   Українське кіно
Маркетинг
Менеджмент
   Контроль і ревізія
   Корпоративне управління
Мистецтво
Мовознавство
Оподаткування
Педагогіка
Політика
   Державне управління
Право
   Авторське право
   Адміністративне право
   Господарче право
   Екологічне право
   Конституційне право
   Кримінально-процесуальне право
   Кримінальне право
   Кримінологія
   Митне право
   Міжнародне право
   Правоохоронна діяльність
   Сімейне право
   Соціальне право
   Фінансове право
   Цивільне право
   Цивільне процесуальне право
Психологія
   Організаційна психологія
   Психологія конфлікта
   Психологія особистості
   Педагогічна психологія
   Психологія спорту
   Психологія творчості
   Юридична психологія
Сільське господарство
Філософія
Фінанси

Логістіка


Сбытовая деятельность или логистика сбыта
 

Краткое содержание главы. 
Сбыт, как и снабжение, есть единство складировании, продажи и транспортировки продукции, но их логическая последовательность несколько иная, поскольку снабжение начинается с покупки продукции, а сбыт — с процесса складирования изготовленной (готовой) продукции.
Сбытовой деятельности нет у конечных потребителей готовой продукции. Ее предметом всегда является продукция, которая предназначена к продаже, а не к ее потреблению.
Снабженческая деятельность имеет подчиненное значение по отношению к сбытовой деятельности участника рынка в силу того, что на рынке в среднем продать продукт обычно сложнее, чем его купить.
Для осуществления сбытовой деятельности обычно необходимо:
• создать подразделения, организующие все процессы сбыта готовой продукции;
• установить отношения с покупателями готовой продукции;
• выбрать способ поставки готовой продукции потребителям;
• осуществить нормирование и планирование сбытовых процессов и т. д.
Сбытовой процесс начинается с организации хранения готовой продукции. Отличие складской функции сбыта от аналогичной функции процесса снабжения состоит в том, что она исходно нацелена на процесс продажи готовой продукции, а не на процесс ее употребления.
Данная функция обычно включает: приемочные операции; упаковку продукции; комплектацию продукции в соответствии с заказами покупателей.
Хранение готовой продукции обычно осуществляется на складе готовой продукции силами и средствами самого производителя (владельца готовой продукции), а потому затраты на хранение составляют часть цены реализуемой продукции, а не оплачиваются сверх нее.
Торговая функция процесса сбыта — его главная функция, которая занимает центральное место и в экономическом, и в технологическом ее аспектах, в то время как в процессе снабжения она занимает центральное место лишь в экономическом аспекте, но не технологически.
Содержанием торговой функции сбыта являются:
• сбор и формирование заказов на поставку готовой продукции от ее покупателей;
• достижение согласия с покупателем по поводу условий поставки готовой продукции;
• заключение договоров поставки и транспортировки и принятие необходимых мер к их исполнению.
Наиболее важными условиями поставки являются ее стоимостные условия, связанные с распределением расходов на погрузку, транспортировку, страхование и разгрузку продукции между ее продавцом и покупателем. На практике существуют самые разные комбинации распределения этих затрат: от оплаты всех (или почти всех) этих видов расходов самим покупателем до несения всех этих расходов только продавцом.
Торговая функция сбыта является одновременно и торговой функцией снабжения в той части, в какой в процессе ее осуществления происходит одновременное участие в ней и продавца и покупателя.
Транспортная функция сбыта завершает сбытовой процесс, поскольку в этом случае продукция не только переходит в собственность покупателя, т. е. переходит в его владение юридически, но и материально перемещается к нему.
Транспортировка проданной продукции может осуществляться самим продавцом или покупателем, или только специализированной транспортной организацией.
Базисные транспортные функции процесса сбыта обычно включают:
• погрузку продукции на транспортное средство, которое должно доставить ее до покупателя;
• организацию процесса отправки реализованной продукции;
• контроль за отправкой.
Если отправка готовой продукции осуществляется самим продавцом, он называется «отгрузкой» продукции, а если покупателем (грузополучателем) со склада производителя, то «отпуском» продукции.
Процесс перемещения готовой продукции в той мере, в какой он осуществляется самим покупателем, или в той мере, в какой он принимает в нем участие, одновременно является процессом транспортировки продукции, относящимся к снабженческой деятельности покупателя как участника рынка.

1. Общие вопросы сбыта

Краткое содержание параграфа. Сбыт есть единство складирования, продажи и транспортировки (отправки) продукции.
Составными частями сбытовой деятельности являются те же части процесса доставки продукции, как и в снабжении, но их логическая последовательность несколько иная. Если снабжение начинается с покупки продукции, то сбыт — с процесса складирования изготовленной (готовой) продукции, который затем переходит в ее продажу, а потом и транспортировку.
Другое отличие от процесса снабжения состоит в том, что сбытовая деятельность не является деятельностью, которая свойственна абсолютно всем участникам рынка. Сбытовая деятельность отсутствует у конечных потребителей готовой продукции, а является характерной лишь для производителей товаров, торговцев и тех участников рынка, которые оказывают платные услуги.
Следующее отличие сбытовой деятельности состоит в том, что если предметом снабжения может быть совершенно любая продукция, готовая к тому или иному ее потреблению (использованию), то предметом сбытовой деятельности всегда является продукция, готовая к ее продаже (реализации на рынке), а не вообще готовая для ее конечного употребления продукция.
Между снабжением и сбытом существует тесная взаимосвязь, которая состоит в том, что в большинстве случаев снабженческая деятельность имеет в некотором смысле подчиненное значение по отношению к сбытовой деятельности участника рынка в силу того, что на рынке в среднем продать продукт обычно сложнее, чем его купить.
Как и в снабжении, сбытовая деятельность основывается на ряде предварительных необходимых действий, которые обычно могут включать:
• организацию сбытовых органов, т.е. создание подразделений, организующих все процессы сбыта готовой продукции;
• контакт с покупателем, т.е. установление доверительных и желательно более-менее долгосрочных связей с покупателями готовой продукции;
• выбор формы сбыта, т.е. выбор способа поставки готовой продукции потребителям;
• нормирование и планирование сбытовых процессов,
• установление критериев оценки успешности (эффективности) сбытовой деятельности;
• взаимосвязь сбытовой деятельности с другими логистическими процессами на предприятии.
Отличия сбыта от снабжения. Сбыт и снабжение являются процессами доставки продукции как целое, т. е. как единство его материальных и стоимостных составных частей: транспортировки, складирования (хранения) и купли-продажи. Однако между ними имеется целый ряд различий, вытекающих из того, какое место они занимают по отношению к отдельному участнику рынка. В наиболее существенном плане снабжение и сбыт различаются:
• последовательностью набора составляющих частей процесса доставки,
• кругом участников рынка,
• предметом деятельности,
Составные части сбытовой деятельности и их последовательность. Если внешне снабжение — это покупка необходимой участнику рынка продукции, то соответственно сбыт — это просто продажа уже произведенной, т. е. готовой, с точки зрения данного производителя, продукции.
Но за этим внешним различием следует видеть иную последовательность всех составных частей процесса поставки продукции. Процесс снабжения действительно начинается именно с закупки продукции, т. е. со стоимостного, или рыночного, процесса, но процесс сбыта никак не может начинаться с процедуры ее продажи, ибо продаваемая продукция должна быть сначала изготовлена (подготовлена) в процессе производства, а затем поступить на хранение, т. е. складироваться, и лишь после этого она может быть продана. В данном случае рыночному процессу обязательно предшествует производственный процесс, который из сбытовой деятельности превращается в процесс хранения, или складирования.
 
На практике, конечно, бывают ситуации, когда продукция продается раньше, чем была произведена. Но в этом случае ее покупатель подвергается сильным рискам, ведь он оплачивает продукцию, которой еще нет. Поэтому наличие на рынке возможности оплатить еще не произведенную (неготовую) продукцию не означает, что это является распространенным рыночным правилом («законом»). Участник рынка должен иметь разные возможности для осуществления своей рыночной деятельности, но сущности самой этой деятельности отвечает лишь то, что делается на рынке в качестве распространенного правила, а не в виде исключения, необходимого лишь ограниченному числу участников или в ограниченных случаях.
Так, в самом укрупненном виде сбыт последовательно включает по сути те же три группы действий, что и снабжение, но в ином порядке (рис. 3.1):
• складирование и хранение изготовленной продукции, предназначенной для ее реализации на рынке;
• продажа готовой продукции покупателю;
• отправка проданной продукции покупателю (торговцу или конечному потребителю).



                       Рис. 3.1. Сущность процесса сбыта


Итак, в функциональном смысле сбыт — единство хранения готовой (подготовленной) продукции, ее продажи и отправки потребителям.
Круг участников сбытовой деятельности. Второе существенное отличие сбыта от снабжения состоит в том, что сбытовая деятельность в отличие от снабженческой не свойственна абсолютно всем участникам рынка.
Снабженческая деятельность — своего рода процесс «потребления», без которого не может существовать ни один участник рынка, ибо это процесс возобновления ресурсов, которые он израсходовал в течение своей функциональной деятельности на рынке.
Сбытовая деятельность как процесс доставки продукции от производителя к потребителю отсутствует у конечных потребителей готовой продукции, а является характерной лишь для производителей товаров, торговцев и тех участников рынка, которые оказывают платные услуги. Участник рынка, который ничего не создает, естественно, ничего и не продает, т. е. не участвует в процессе доставки продукции, а является его «материальным» завершением.
   Таким образом, сбытовая деятельность отсутствует у граждан как потребителей и у таких организаций, которые оказывают бесплатные услуги населению и обществу (органы государственного управления, общественно-политические организации и др.).
Предмет сбытовой деятельности. Предмет сбыта — это всегда готовая продукция независимо от ее конкретной материальной формы, т. е. материальные блага, поступающие в процесс реализации другим участникам рынка. Предметом сбыта может быть и автомобиль, и автомобильное шасси, и автомобильная покрышка (шина), и лобовое стекло и т. д. и т. п.
В том, что предметом сбыта может быть как готовая к употреблению вещь, так и какая-то ее отдельная часть, которую самостоятельно невозможно использовать, проявляется процесс разделения труда, но только не внутри самого процесса производства, а между участниками рынка. Как только производство какой-то «детали» становится выгодным организовать в виде самостоятельного рыночного процесса, так данный процесс выделяется из общего процесса производства действительно готовой продукции и превращается в самостоятельный процесс производства «готовой» продукции, которая поступает на рынок в качестве самостоятельного товара и существует на нем наряду с товаром, в процессе создания которого эта «деталь» необходима.
   В снабжении материальная форма закупаемой продукции означает то или иное ее употребление покупателем, например ее использование в качестве предмета труда или орудия труда, т. е. ее «готовность» есть готовность к определенному ее использованию (потреблению).
В сбытовой деятельности материальная форма продаваемой продукции безразлична для ее продавца, главное, чтобы она была готовой для ее продажи, а не готовой к тому или иному процессу ее употребления.
Основные задачи сбыта. Они неразрывно связаны с сущностью процесса сбытовой деятельности и обычно состоят в:
• обеспечении процесса реализации готовой продукции в строгом соответствии с заключенными договорами поставки;
• минимизации затрат на сбыт за счет сокращения складских расходов и оптимизации запасов готовой продукции, выбора лучших способов доставки продукции и др.;
• выявлении запросов и пожеланий потребителей относительно характеристик поставляемой продукции, сс последующего обслуживания и ремонта и др.;
• увязке сбытовой и снабженческой деятельности с тем, чтобы минимизировать совокупные затраты на эти виды деятельности.
Взаимосвязь снабжения (материально-технического снабжения) и сбыта. Для данного производителя материально-техническое снабжение — процесс «запасания» поступающей продукции, а сбыт — процесс реализации запасов уже произведенной, т. е. готовой, продукции.




Литература: 






49047, г.Днепропетровск, ул.Савченко,10 Тел./факс:(0562) 42-31-19 E-Mail: library@libr.dp.ua

Copyright  ©  2000-2010 Дніпропетровська обласна універсальна наукова бібліотека