|
Студенту на замiтку | ||||||||||||
Митне правоТаможенные документы и сроки 1. Таможенные документы: понятие, значение и виды Таможенные операции, решения таможенных органов, как правило, находят отражение в предусмотренных таможенным законодательством официальных документах, именуемых таможенными. Как и любые документы вообще, они служат средством закрепления определенных сведений письменным, машинным и иным способом на специальном материале. Таможенные документы содержат сведения, имеющие юридическое значение, облечены в предусмотренную законом форму (изложены на государственном или ином языке, имеют определенную структуру, внешние реквизиты и т.д.) и исходят от определенного круга субъектов таможенного дела. В Таможенном кодексе РФ употребляется термин «таможенные документы». В подпункте 30 п. 1 ст. 11 ТК РФ дано разъяснение данного термина: это документы, составляемые исключительно для таможенных целей. В пункте 1 ст. 11 ТК РФ дано разъяснение еще нескольких понятий, имеющих непосредственное отношение к данному вопросу. Речь идет о таможенной декларации, транспортных (перевозочных) документах и коммерческих документах (подп. 27- 29 п. 1 ст. 11 ТК РФ). В других статьях Таможенного кодекса РФ законодатель оперирует иными терминами для обозначения таможенных документов: «реестр» (ст. 19-22, 94-96, 109-111, 113-114, 140-142, 145, 227-229, 231-232, 395), «декларация» (ст. 35), «сертификат» (ст. 36), «товарная номенклатура» (ст. 39), «жалоба» (ст. 47-56), «транзитная декларация» (ст. 80, 81, 92, 171, 3574). Употребление законодателем в Таможенном кодексе РФ разных по названию, назначению, содержанию и форме документов указывает на их неоднородность и многообразие. Это обстоятельство может рассматриваться в качестве предпосылки для классификации таможенных документов по отдельным группам. Ввиду отсутствия каких-либо сведений о классификации таможенных документов в юридической литературе мы предлагаем собственную классификацию. В зависимости от того, что отражают таможенные документы — действия или решения, — они подразделяются на две группы: властно-распорядительные и информационно-удостоверительные. Таможенные документы властно-распорядительного характера являются актами применения норм права (правоприменительные акты), а информационно-удостоверительные документы — актами исполнения обязанностей и осуществления прав субъектами таможенного дела. Главная отличительная особенность документов властно-распорядительного характера состоит в том, что в них необходимо выделять резолютивную часть, в которой излагаются принимаемые таможенными органами решения — властные предписания, адресованные другим участникам таможенных правоотношений. К таможенным документам властно-распорядительного характера относятся следующие: рапорт, акт; определение, протокол, распоряжение; решение, акт. К таможенным документам информационно-удостоверительного характера относятся, например: сводка; отчет; заявление, акт, формуляр контроля и учета уничтожения товаров; заявление о возврате (зачете) денежных средств; таможенная декларация на автомобиль, декларация таможенной стоимости, «бланки форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1 и КТС-2)». Документом информационно-удостоверительного характера следует признавать и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), составляющую основу системы описания и кодирования товаров для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики, и утверждаемую подзаконным нормативным правовым актом. В юридической литературе предложены и иные определения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Так, по мнению А.Ф. Шепелева и А.С. Турова, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности в «самом общем виде ... представляет собой определенным методом систематизированный перечень товаров, обращающихся во внешней торговле, каждая разновидность которых имеет свой цифровой код» . Еще менее совершенным представляется определение понятия «товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности», сформулированное Ю.В. Додонкиным: «ТН ВЭД является строгой классификацией товаров, построенной по иерархическому принципу, предполагающему использование в классификации нескольких признаков, среди которых существует определенная зависимость, подчиненность (иерархия). Такие классификации называют еще многоуровневыми» . Иначе говоря, этот автор отождествляет товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с многоуровневой классификацией. 2. Общие правила составления таможенных документов Многообразие таможенных документов привело к необходимости разработки общих требований, предъявляемых к их содержанию и форме. В Таможенном кодексе 2003 г. общие правила составления таможенных документов фактически возведены в ранг самостоятельной правовой категории — «общие условия таможенной деятельности». Например, для таможенного оформления это ст. 63, 73—76, для таможенных режимов — ст. 159, для специальных таможенных процедур — ст. 279, 285, 293, при таможенных платежах — ст. 331, для таможенного контроля — ст. 363-364. Правда, законодатель использует термин «общие условия» лишь в одном случае: при регулировании таможенного контроля. Общие условия присущи всем разновидностям таможенной деятельности, которые представлены отдельными функциями в разделе II этого учебника. Целесообразно общие правила составления таможенных документов считать одним из видов общих условий таможенной деятельности, а для их именования использовать наименование «правила фиксации хода и результатов таможенной деятельности». Общими требованиями для любого таможенного документа являются законность, полнота (достаточность), истинность, своевременность, а также языковые и эстетические требования. Законность означает, что таможенный документ составлен и подписан управомоченными должностными лицами и в соответствии с законом. Полнота (достаточность) — это требование к фиксируемой в таможенном документе информации, которая должна быть оптимальной, достаточной и не перегруженной в деталях. В таможенном документе должна содержаться лишь необходимая информация, имеющая юридическое значение. Истинность (достоверность) есть соответствие содержащейся в таможенном документе информации действительности. Согласно ст. 361 ТК РФ таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Своевременность — это требование обязывает соблюдать установленные законом или уполномоченными должностными лицами таможенных органов сроки для составления таможенных документов. Так, в соответствии с п. 1 ст. 129 ТК РФ таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается в срок не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров проводится не в месте их прибытия. Языковые и эстетические требования обязывают к определенности, краткости, логичности, грамотности таможенного документа и соблюдению культуры его оформления (о возможности использования машинописи и даже электронных документов — ст. 63 ТК РФ). Так, приказом председателя ГТК РФ № 737 от 28 июня 2004 г. была утверждена Технология таможенного оформления и таможенного контроля Центральной энергетической таможней нефти, нефтепродуктов и природного газа, при заявлении сведений, содержащихся во временной таможенной декларации, в электронном виде . Она разработана в целях ускорения товарооборота, сокращения времени таможенного оформления, а также внедрения безбумажных технологий при таможенном оформлении и таможенном контроле. Электронная временная грузовая таможенная декларация формируется декларантом либо таможенным брокером (представителем). Ее подлинность подтверждается электронно-цифровыми подписями декларанта или таможенного брокера (представителя), а также инспектора Центральной энергетической таможни. Общие правила составления таможенных документов детализированы в подзаконном нормативном правовом акте — приказе руководителя ФТС РФ «О Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах» № 160 от 18 октября 2004 г. (с изм. от 30 марта 2007 г.). Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах (региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах) подготовлена в целях «совершенствования документационного обеспечения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и форм управленческих документов, технологии работы с ними и обеспечения контроля исполнения документов». Мы рассмотрели таможенные документы в узком смысле слова. Однако в теории таможенного права высказано суждение и о правомерности рассмотрения таможенных документов в широком смысле слова. Речь идет об отнесении свинцовых и пластмассовых пломб, клейких лент и замков разового действия, которые предложено именовать «атрибутами таможенного обеспечения». Высказанное суждение имеет практическое значение, ибо в правоприменительной деятельности таможенных органов актуальна проблема установления подлинности таможенных документов и целостности атрибутов таможенного обеспечения. Литература: Н.Д.Эриашвили. Таможенное дело: учебник Скачать |
49047, г.Днепропетровск, ул.Савченко,10 Тел./факс:(0562) 42-31-19 E-Mail: library@libr.dp.ua |
Copyright © 2000-2010 Дніпропетровська обласна універсальна наукова бібліотека |
|