|
Студенту на замiтку | ||||||||||||
ПсихологіяИстория формирования гендерной психологии У гендерной психологии, как и у других областей психологии, очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Хотя термин «гендер» появился сравнительно недавно (в 1955 г.), тем не менее в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии. Т. В. Бендас (2005) в истории тендерной психологии выделяет пять этапов: 1) от античных времен до XIX в. (разработка соответствующих идей в русле философии); 2) XIX — начало XX в. (формирование предмета и разделов гендерной психологии); 3) начало XXв. — 1930-егг. («фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом); 4) 1950 — 1980-е гг. (начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий); 5) с 1990-х тт. по настоящее время (бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических тендерных методик). В отечественной науке выделяют несколько иные этапы: - конец XIX — начало XX в.; - 1920-1930-е гг.; - 1960-1980-е гг.; - с 1990-х гг. по настоящее время. Мы рассмотрим их параллельно с зарубежными. 1. Первый этап — разработка тендерных идей в русле философии (от античных времен до XIX в.) Говоря об античном периоде тендерных исследований, обычно называют имена Платона и Аристотеля. Последуем этой традиции. Платон Афинский (427—347 до н. э) в своих трудах «Пир», «Государство», «Законы», «Тимей» и др. высказывал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов. Платон приводит легенду о том, что люди некогда состояли как бы из двух половин. Эти люди делились не на два пола, а на три. Третьим полом были андрогины, объединявшие мужское и женское начало. Согласно древнегреческому мифу, воспроизведенному в диалоге Платона «Пир», предки людей, имевшие по два лица, четыре руки, четыре ноги, были трех родов: мужчины, женщины и анрогины, обладавшие признаками обоих полов. В то время люди были настолько сильны v что бросили вызов богам. Зевс наказал этих перволюдей за их гордость, смелость и непослушание, разрубив каждого вдоль, повернув лица и половые органы в сторону разреза. Таким образом, мужчины и женщины — это две половинки единого человека, и, только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Теперь люди ищут утраченную половинку, и, когда эти половинки находят каждая свою, возникает Эрос — любовь. Но потомство рождается только от разнополых половинок (потомков андрогинов).
Отношение к женщине у Платона было противоречивым: с одной стороны, негативным, т. к. он считал ее низшим существом, любовь мужчины к женщине — вынужденной и также низкой по сравнению с любовью-дружбой к мужчине (первую он назвал «пошлой Афродитой», а вторую — «небесной Афродитой»). Понимание Платоном женщины как существа, худшего по сравнению с мужчиной, четко прослеживается в его мифе о переселении душ. В диалоге «Тимей» Платон утверждает, что природа человека двояка; мужчины являются «высшей расой». Первоначально женщин на Земле не существовало вообще — только одни мужчины, души которых предназначались определенным звездам. Тот, кто прожил достойную жизнь, возвращается на свою звезду и пребывает благословенно и счастливо в душевной гармонии. Души трусливых и бесчестных мужчин после смерти переходят в женщин. А если, живя в женском облике, он не сможет противостоять дьяволу, наступает постепенное превращение его в бессловесную скотину как напоминание о том, что в него вселился дьявол. С другой стороны, это отношение было позитивным: в идеальном государстве, которое он описал в трактате «Государство», женщина могла участвовать во всех делах наравне с мужчиной. Платон освобождал ее от необходимости вести хозяйство, считал ее профессиональные способности равными мужским (женщины могли быть даже философами и воинами), а воспитание детей вменял в обязанность в равной степени обоим полам. Платон весьма серьезно относился к содержанию мужских и женских ролей, настаивал на том, чтобы женщины принимали активное участие в армии, а мужчины — в коллективном воспитании детей. Платон подробно объяснял, что как только женщина отходит от обычной частной роли жены своего мужа и получает то же самое образование и навыки, как и мужчина, она становится способной в полной мере выполнять те же функции, что и мужчина. Платон вплотную подошел к идее «равноправия» полов. Однако не следует преувеличивать «феминизм» Платона. Из его диалогов «Пир», «Тимей» видно, что он придерживался традиционной античной точки зрения о фундаментальном неравенстве мужчины и женщины. Скорее всего, предоставить женщинам равные права в «Государстве» Платона заставило упразднение им семьи и домашнего воспитания детей. В результате Платон, по меткому замечанию Ж.-Ж. Руссо, не знал, что делать с женщинами, и «вынужден был превратить их в мужчин».
Каков же вклад Платона в формирование гендерной психологии? Он одним из первых высказал мысль о дополнительности полов, подошел к идее равноправия полов (благодаря этому его называют первым античным «феминистом», что вряд ли правомерно — его взгляды были противоречивыми, да и вообще это не слишком корректно). Эти идеи позже можно встретить в трудах многих специалистов, в том числе и по гендерной психологии.
Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.), в отличие от Платона, выглядит скорее «антифеминистом». Разумеется, это не упрек ему — он выражал те взгляды, которые были свойственны его времени. Поскольку Аристотель был, скорее, ученым, чем общественным критиком, его больше занимало, почему окружающий мир и его составные части таковы, каковы они есть. Он отвечал на этот вопрос в теологическом ключе. Мир по Аристотелю — это единая структура, части которой образуют иерархию. Для нас представляет интерес, где же в этой иерархии расположены женщины по отношению к мужчинам и почему они находятся именно там. По Аристотелю, «мужчина таков, каков он есть, благодаря своим способностям, а женщина такова, какова она есть, по причине ее неспособности» (1983а. С. 76). То есть «мы должны рассматривать женский характер как недоразвитый от природы», как беспомощного или «искаженного мужчину»; женские «рассуждения безосновательны». Правда, женщина «естественно необходима», как и все творения, размножающиеся половым путем, но при оплодотворении в неблагоприятных условиях могут родиться и дети с уродствами, и другие «монстры», поэтому она представляет собой один из тех случаев, когда «природа значительно отклоняется от типичного». Оставляя в стороне утверждение о «природной естественности» неравенства мужчин и женщин, заметим, что многие мысли Аристотеля по-прежнему повторяют люди в XXI в.Взаимоотношения жены и мужа, по мнению Аристотеля, должны быть отношениями рабы и господина: мужчина и женщина, так же как раб и свободный, имеют разную природу и не могут быть равны. Единственный смысл разделения полов — рождение детей, а назначение женщины — вынашивание потомства и ведение хозяйства. В семье у мужа и жены разные обязанности, и они не вмешиваются в дела друг друга. Различны нормы поведения для мужчин и женщин: то, что для женщины является добродетелью (к примеру, молчание), для мужчины нет, и наоборот. Мужчина и женщина не равные существа. Женщина дает ребенку тело, мужчина — душу, душа лучше и божественнее тела. По мнению Аристотеля, женщина фактически не участвует в рождении ребенка: «...женщина есть как бы бесплодный мужчина» (19836. С. 383). Мужчина — норма, женщина — отклонение от нее. Мужчина выше, женщина ниже по своей природе. Мужчина властвует, женщина подчиняется. Вклад Аристотеля в формирование гендерной психологии довольно-таки значительный, он говорил о различии норм поведения, разделении труда между мужчинами и женщинами, своеобразии полов, сравнивал один пол с другим — эталонным, высказывал даже мысль о необходимости регулирования рождаемости (хотя и не с помощью умерщвления новорожденных). Все это проблемы, которые и сейчас актуальны для гендерной психологии. Так что можно считать, что и здесь Аристотель сказал свое слово. Правда, совершенно неприемлемо его положение, что один пол (неважно, какой) является высшим, а другой — низшим.
Появление христианства означало разрыв с языческой традицией противопоставления полов и подчинения женщины как существа низшего по своей природе мужчине. Согласно христианской догматике мужчина и женщина совместно выражают образ Божий в человеке. Это представление о двойственности образа Божьего привело к высокой оценке брака. Цель христианского брака, в отличие от языческого, не только рождение детей и ведение совместного хозяйства, но и восстановление изначальной целостности человека. Отношения Христа к Церкви уподоблялись отношениям мужа и жены. И напротив, обычная семья представляет собой домашнюю церковь, где муж воплощает священника, а жена — прихожан. Яркими представителями того времени были Вложенный Августин (354-430), Иоанн Златоуст (ок. 340-50-е — 407). Представители религиозно-мистических учений, объединенных под именем гностицизма (от греч. гносис — знание), выступали противниками брака и половой жизни, призывали полностью отказаться от половой жизни и, особенно, от рождения детей.Средние века и Возрождение Гностицизм оказал огромное влияние на интеллектуальную жизнь средневековой Европы. Вплоть до Нового времени у христианских мыслителей встречались элементы гностических воззрений. Эти элементы особенно усилились в период возрождения, когда власть Церкви значительно ослабла. Поэтому нецелесообразно проводить в истории идей такую же резкую грань между Средними веками и Возрождением, как в истории искусства, например. Рассмотрим эти периоды как единое целое. Одну из наиболее интересных средневековых концепций пола создал в своем произведении «О разделении природы» Иоанн Скотт Эригена, или Эриугена (ок. 810 — ок. 877). Он считал пол результатом разделения изначально единой человеческой природы. Женщина (Ева) — эмоциональная часть природы Адама, отделившаяся от его духовно-разумной природы (мужчины). Муж и жена — две стороны человеческой природы: разум (дух) и чувства. Сон Адама, во время которого была создана Ева, Эригена оценивает как «сон разума», уклонившегося в сторону чувства, а изъятие у него ребра связывает с потерей Адамом внутренней силы. Создание Евы демонстрирует слабость Адама и потенциальную возможность грехопадения. Философ укоряет Адама: «В тебе самом, возгордившемся и презревшем своего Бога, была причина создания жены» и Еву: «Змий этот, на которого ты слагаешь вину, находится в тебе самой; змий твой есть твое плотское похотение и услаждение, которое раздается от движения неразумной души в чувстве» (Введение в гендерные исследования, 2005 с. С. 35-36). После воскресения, по мнению Эригены, пол должен исчезнуть. ИзХП в., «яко луна солнечная», пронизывает исторические пласты свет имени, без которого немыслимо представить культурный и духовный расцвет восточных славян. Это Ефросинья Полоцкая (светское имя — Предслава, ок. 1110 (?) — 1173, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича), одна из самых просвещенных женщин своего времени. Ефросинья является родоначальницей восточно-славянской книжности и полоцкого Ренессанса. Она начала с простого переписывания древних манускриптов, затем перешла к основанию храмов, монастырей и при них — первых скрипториумов, откуда книги передавались в новые, ею же созданные школы, где право на обучение предоставлялось всем, без учета сословного положения и пола. Эти прогрессивные начинания подкреплялись введением программы таких необычных для того времени предметов, как природоведение, риторика. Одна из первых женщин-политиков, искусный дипломат и миротворец, Ефросинья не только умела быть милосердной к страждущим, но также прекращать междоусобные княжеские войны. Она стала символом морального обновления восточно-славянского Средневековья. А первой женщиной-писателем принято считать Звениславу Борисовну (или Звениславу Рогволодовну в иконичестве Евпраксию, до 1127 — после 1173, точно не известно) — предполагаемого автора «Жития Ефросиньи Полоцкой», памятника агиографии XII в. Концепция женского равноправия была впервые сформирована и обоснована в конце XVI столетия. В рамках ренессансной идеологии, множественности конфессий и общественных течений «литвинке» (жительнице белорусских земель того времени) предоставлялась сравнительно большая свобода выбора, женщинам прививался интерес к общественным делам, воспитывалось чувство приобщенности к судьбе государства и народа. Если с эпохой взлета Полоцкой державы связана ранняя историческая конструкция просветительства и прогрессивная идея самоценности человеческой личности, то женские права стали философской и юридической категорией в эпоху Великого княжества Литовского (ВКЛ), центром которого были белорусские земли. Знаменитый Статут ВКЛ 1588 г. провозгласил приоритет зашиты интересов каждого свободного человека «от вышшего стану аж до нижшаго». Гуманистические мотивы особенно сильно звучат в статьях, посвященных женщинам. С этого времени достоинство женщин подлежало судебной защите, что свидетельствовало об особой «женской» революции в раннем законодательстве, тем более что некоторые статьи брали под защиту и женщин «простаго стану» (статья ХІТ, артикулы 5, 6). Первые законы ВКЛ предусматривали равные права на имущество и наследие, устанавливали наказание за насилие над женщиной, отмену наказания «горлом» (смертный приговор) беременным. Впервые предусматривалась ответственность за преступления морального плана. В этом правовом и нравственном климате сформировался особый женский характер. Например, долгое время после смерти воеводы Короля II Рудого Трокским воеводством руководила его энергичная жена Анна Мазовецкая из рода Радзивиллов. Вообще, у жен и дочерей феодалов Великого княжества Литовского было много возможностей для влияния на экономику и политику. Это было время воспитания свободомыслия и чувства личного достоинства. Подтверждением этого служит множество женских имен, которыми изобилует история науки, культуры, просвещения и предпринимательства данного периода. Скачать Степанова Л. Г. Введение в гендерную психологию: курс лекций: учебное пособие для вузов. /Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ун-т. -М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. -535 с |
49047, г.Днепропетровск, ул.Савченко,10 Тел./факс:(0562) 42-31-19 E-Mail: library@libr.dp.ua |
Copyright © 2000-2010 Дніпропетровська обласна універсальна наукова бібліотека |
|