|
Студенту на замiтку | ||||||||||||
Економіка підприємстваКонкуренция в рыночной экономике Понятие конкуренции Предприятие в рыночной экономике обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело; экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование. Независимость как исходный признак организации предприятия нельзя понимать упрощенно. В экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприятие имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, управляющей его хозяйственной деятельностью. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности. Взаимодействует с самостоятельностью принцип личной экономической заинтересованности лиц, создавших предприятие. Предприятие в рамках рыночной экономики выступает как источник личной выгоды, и это является одним из ведущих факторов предпринимательской деятельности. Данный фактор, непосредственным образом влияющий на деятельность предприятия, выражается в стремлении организовать работу предприятия так, чтобы получить максимально возможную прибыль. Однако особенностью товарного производства является то, что предприниматель, преследуя свою сугубо личную выгоду, тем не менее работает на общество, в конечном итоге, удовлетворяя свои интересы, создает более качественные типы продукции. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий производства заставляет предприятие изыскивать новые технологические решения, снижать себестоимость продукции и т.д. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности, или конкуренции, между участниками рыночного обмена.
Виды конкуренции В процессе развития рыночной экономики характер конкуренции претерпел значительные изменения. В классическом виде механизм поддержания рыночного равновесия реализуется в условиях чистой конкуренции. Чистая (совершенная) конкуренция возникает при определенных условиях: • наличие множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Для потребителя безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию; • доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта; • фирма может свободно, без ограничений входить и выходить из отрасли; • фирма без ограничений имеет возможность получить любую информацию о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д. Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется несовершенной. Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условиях чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, т.е. границы фирмы и отрасли совпадают. Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действуют десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причинами выбора покупателя могут быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку цены, более удачное расположение или время работы магазина. Важное значение поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие гарантийного ремонта, возможность покупки в рассрочку и т.п. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, и в сфере услуг. Олигополия — рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизованные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы). В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. Обычно выделяют жесткую (классическую) олигополию, при которой главную роль играют 3—4 фирмы, и мягкую (аморфную) олигополию, когда основная часть продукции выпускается 6—8 предприятиями. Литература: Сафронов H. А. Экономика организации (предприятия) — Магистр, 2009. - 255 с.
Скачать материал одним файлом |
49047, г.Днепропетровск, ул.Савченко,10 Тел./факс:(0562) 42-31-19 E-Mail: library@libr.dp.ua |
Copyright © 2000-2010 Дніпропетровська обласна універсальна наукова бібліотека |
|