|
| ||||||||||||
|
2011Книжкова полиця бібліотекаря - 2011 Методичний центр ДОУНБ інформує
Чопова Т.Ж., провідний бібліотекар відділу наукової організації і методики бібліотечної роботи КЗК «Дніпропетровська обласна універсальна наукова бібліотека ім. Первоучителів слов’янських Кирила і Мефодія»
Шановні колеги!
Пропонуємо Вашій увазі анотований список професійних видань, які на сьогодні має у своєму фонді відділ наукової організації та методики бібліотечної роботи ДОУНБ. Сподіваємось, що запропоновані видання зацікавлять Вас і будуть творчо використані у підвищенні професійної компетентності особисто Вами, а також фахівцями ваших бібліотек. Ксерокопії статей із запропонованих матеріалів можна замовити у відділі наукової організації і методики бібліотечної роботи ДОУНБ
вул. Ю. Савченка, 10, тел/факс 770-84-68 E-mail: metod@libr.dp.ua
1. Алешин, Л.И. Проектирование зданий библиотек [Текст]: учебно-практическое пособие / Л.И. Алешин, - М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 240 с. - (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век», выпуск № 81). В пособии рассматриваются основные теоретические и практические аспекты проектирования и строительства библиотечных зданий и помещений, их интерьера и дизайна. Издание в первую очередь планируется как учебное пособие для студентов библиотечно-информационного и строительно-дизайнерского профиля. Знание данного предмета, новейших достижений науки, техники, архитектуры, дизайна и эргономики позволит будущим специалистам наиболее рационально подходить к вопросам строительства, реконструкции помещений и зданий библиотек, а следовательно, более эффективно обслуживать пользователей. Пособие представляет интерес и для преподавателей, библиотекарей-практиков и информационных работников, а также для специалистов других профессий, принимающих участие в строительстве и оснащении библиотек или иным образом связанных с этой проблематикой, особенно для администраторов сферы культуры.
2. Берестова, Т.Ф. Информационное пространство библиотеки [Текст]: научно-методическое пособие / Т.Ф. Берестова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 240 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 76). Большое внимание уделено проблеме обеспечения единства и целостности информационного пространства, выявлению роли государства и его управленческих структур в ее решении. Рассмотрена роль общедоступных библиотек в жизни и профессиональной деятельности современных россиян. Пособие предназначено библиотековедам, библиотекарям-практикам и студентам, овладевающим информационно-библиотечной специальностью. Оно будет полезно и другим специалистам, работающим в сфере книжных и документальных коммуникаций.
3. Брофи, Питер. Оценка деятельности библиотек: принципы и методы [Текст] / Питер Брофи; науч. ред. пер. Я.Л. Шрайберг; [пер. с англ. А.И. Земскова]. – М.: издательство «Омега-Л», 2009. – 357 с. Акцент на технических аспектах и принципах предопределяет значимость этой книги для практических специалистов в области библиотечно-информационного обслуживания. Книга также будет очень полезна студентам и исследователям, начинающим изучение этих сложных технологий.
4. Громова, О.К. Развитие информационной культуры у детей в школьных и детских библиотеках [Текст] / О.К. Громова. – СПб.: Профессия, 2009. – 208 с. (Сер. «Школьная библиотека. ХХІ век»). Пособие предназначено для руководителей и библиотекарей детских и юношеских библиотек, библиотек образовательных учреждений, а также преподавателей, студентов и аспирантов вузов культуры, обучающихся по специализации «библиотекарь-библиограф, преподаватель».
5. Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде [Текст] / М.Я. Дворкина. – М.: «Издательство ФАИР». 2009. – 256 с. (Специальный издательский проект для библиотек). Книга предназначена для библиотековедов, специалистов библиотек, может быть использована в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Введение в специальность», «Библиотековедение: общий курс» и специального курса «Библиотечно-информационная деятельность: теория, технология, организации».
6. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика [Текст]: монография / Ю.Н. Дрешер. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 240 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 108). Издание предназначено для педагогов, психологов, библиотекарей, психотерапевтов, социальных работников, а также для аспирантов и студентов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров социокультурной сферы.
7. Дригайло, В.Г. Основы организации работы библиотеки вуза [Текст]: научно-практическое пособие / В.Г. Дригайло. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 624 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 64). и технологических процессов, планирование, учет, отчетность, нормы и нормативы, методы создания комфортных условий для пользователей и сотрудников, формирование информационной культуры. Освещены работа с кадрами, конфликты в библиотеке и их разрешение, методы оценки качества и эффективности труда сотрудников, коллегиальных и совещательных органов. Уделено внимание совершенствованию организации работы библиотеки на современном этапе: внедрению менеджмента, маркетинга, фандрейзинга, лизинга, аутсортинга, новых информационных технологий, инноваций.
8. Дригайло, В.Г. Технология работы библиотеки [Текст]: научно-практическое пособие / В.Г. Дригайло. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 544 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век», выпуск № 104). В пособии рассмотрены научные основы библиотечной технологии: формирования, организации, управления, хранения, защиты, рекламы и использования библиотечных фондов документов и информационных ресурсов, их комплектования, докомплектования, учета, технической и научной обработки, организации системы каталогов и картотек, библиотечного обслуживания читателей и пользователей, культурно-массовой, информационной и справочно-библиографической, методической, научно-исследовательской и хозяйственной работы библиотеки, механизации и автоматизации библиотечно-информационных процессов. Раскрыты вопросы организации и управления технологическими процессами работы библиотеки и совершенствования библиотечных технологий в современных условиях. В конце книги приводится обширная библиография. Пособие необходимо для повседневной работы директору библиотеки, заведующему отделом, каждому сотруднику любого структурного подразделения библиотеки. Оно будет полезно студентам университетов и училищ культуры и искусств, а также всем тем, кто обучается в системе непрерывного библиотечного образования.
9. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 240 с. - (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 82). Книга известного ученого, доктора педагогических наук, профессора МГУКИ А.Д. Жаркова содержит структурный анализ всего технологического процесса подготовки культурно-досуговых программ и ведения предметной деятельности в данной сфере, преимущественно в библиотечных учреждениях. Большое внимание уделено социально-педагогической роли, функциям и условиям развития культурно-досуговой деятельности в библиотеке. Анализируется влияние на нее объективных и субъективных факторов. Подробно говорится о выразительных средствах деятельности по организации досуга. Специальная глава посвящена ее методическому обеспечению. Издание предназначено для работников библиотек, а также учреждений культуры всех типов; для преподавателей и студентов вузов и колледжей культуры и искусств. Оно также представляет интерес для широкого круга читателей и посетителей библиотек, занимающихся предметной деятельностью на досуге.
10. Зиновьева, Н.Б. Основы современной библиографии [Текст]: учебное пособие / Н.Б. Зиновьева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 104 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 69). Курс библиографии в разных модификациях читается в настоящее время во многих небиблиотечных вузах. В этом случае его цель – ввести студентов в мир документов, как первичных, так и вторичных; помочь им освоить библиографические средства поиска информации, необходимой для образования и самообразования; сформировать библиографическую культуру молодых специалистов. Данное пособие призвано вооружить читателей знаниями о том, как оптимально осуществлять библиографические процессы поиска, систематизации, описания источников, их аннотирования и реферирования, составления библиографических списков. Издание предназначено для библиотек высших и средних специальных учебных заведений, а также для массовых и научных библиотечных учреждений. Оно адресовано преподавателям и студентам, библиотекарям и библиографам, всем, кто нуждается в пополнении своих библиографических знаний.
11. Иванова, Е.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде: практическое пособие / Е.В. Иванова. – СПб: Профессия, 2009. – 240 с. (Сер. «Школьная библиотека. ХХІ век»). Пособие предназначено для библиотекарей и методистов школьных библиотек, администраторов и директоров школ, а также для студентов и аспирантов вузов культуры, получающих образование по специальности «библиотекарь-педагог».
12. Колесникова, М.Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст]: учебник для вузов / М.Н. Колесникова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 256 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 101). Учебник предназначен для студентов и аспирантов библиотечно-информационных факультетов, учащихся библиотечных колледжей, может быть использован руководителями библиотек разных типов и видов, в системе повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров органов культуры и библиотек и др.
13. Ловкова, Т.Б. Библиотека как центр досуга [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Ловкова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 102). В приложении содержится богатый методический материал: вопросники, викторины, практические задания, интеллектуально-словесные игры. Пособие предназначено для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и библиотечных колледжей. Оно будет интересно библиотекарям-практикам и всем, кто занимается организацией досуговой деятельности в условиях публичных библиотек.
14. Матвеева, И.Ю. Юношеская библиотека: инновационно-библиографический аспект [Текст]: научно-практическое пособие / И.Ю.Матвеева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 224 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 77). Пособие рассчитано на библиотекарей и библиографов, обслуживающих молодежь, на преподавателей и студентов вузов культуры, на ученых библиотековедов и библиографоведов.
15. Матлина, С.Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития: избр. [Текст] / С.Г. Матлина. – СПб.: Профессия, 2009. - 376 с. (Сер. «Библиотека»). Издание предназначено для руководителей и сотрудников публичных библиотек, студентов, аспирантов и преподавателей вузов и колледжей культуры.
16. Пашкова, В.С. Національні бібліотечні асоціації, 1876-2008: монографія [Текст] / В.С. Пашкова. – Х.: Акта, 2009. – 336 с. У монографії досліджується історія та еволюція функцій національних бібліотечних асоціацій світу. На основі аналізу, узагальнення та порівняння великого обсягу фактичного матеріалу, широкого кола публікацій зарубіжних і вітчизняних авторів визначено основні етапи розвитку національних бібліотечних асоціацій світу, розглядається їхня роль як демократичного інституту управління галуззю, досліджується внесок у розвиток бібліотечної професії. Видання призначено бібліотекознавцям, бібліотечним фахівцям, аспірантам, студентам.
Пособие посвящено проблеме создания, внедрения и использования информационных и библиотечных технологий в повседневной практике библиотек. Подробно раскрываются особенности создания информационных продуктов и услуг, технологические процессы, осуществляемые библиотекой, и регламентирующие их документы. Материал пособия соответствует новому образовательному стандарту по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Пособие предназначено преподавателям, студентам и аспирантам вузов и колледжей культуры. Оно может быть полезно также широкому кругу библиотекарей и информационных работников.
18. Соколов, А.В. Библиотечная интеллигенция в России [Текст]: исторические очерки. Ч. 2. ХХ – начало ХХІ века / А.В. Соколов.– М.: Либерея-Бибинформ, 2008.– 304 с. – (Сер. «Библиотекарь и время. ХХІ век»; выпуск № 87). Во 2 части работы рассматриваются судьбы «интеллектного слоя» профессионалов библиотечного дела в течение Серебряного века, революционной эпохи, периодов сталинизма, хрущевской «оттепели», брежневского «застоя» и горбачевской «перестройки». Специальная глава посвящена положению библиотечной интеллигенции в современную эпоху, тенденциям и перспективам ее эволюции. В заключении автор формирует главные задачи, стоящие перед библиотечным сообществом России. Издание заинтересует любого специалиста библиотечного дела: библиотекаря-практика, преподавателя вуза или колледжа, ученого-библиотековеда. Оно может также стать незаменимым пособием для всех вступающих в библиотечную профессию.
19. Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств [Текст] / И.М. Суслова. В.К. Клюев; под общ. ред. И.М. Сусловой; МГУКИ. – СПб.: Профессия, 2009. – 600 с. (Сер. «Библиотека»). Особенностью учебника является его высокая информативность, отказ от «рецептурного» метода подачи материала, подход к рассмотрению актуальной проблематики с позиции наиболее эффективного использования потенциала современных библиотек в целях их успешного развития. Учебник предназначен студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся в системе профессионального образования библиотечно-информационных кадров, а также слушателям системы повышения квалификации и руководителям библиотек.
20. Швецова-Водка, Г.Н. Общая теория документа и книги [Текст]: учебное пособие / Г.Н. Швецова-Водка. – М. : Рыбари; К.: Знання, 2009. – 487 с. В пособии раскрываются основные теоретические вопросы общего документоведения – от определения «документа» до классификации печатных изданий. Изложение учебного материала отражает авторскую концепцию, согласованную с распространенными представлениями о документе и книге, а также с исследованиями разных ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие содержит теоретические материалы, соответствующие программе курса «Документоведение». Учебное пособие состоит из двух частей: «Основы теории документа» и «Книга как вид документа». |
49047, г.Днепропетровск, ул.Савченко,10 Тел./факс:(0562) 42-31-19 E-Mail: library@libr.dp.ua |
Copyright © 2000-2010 Дніпропетровська обласна універсальна наукова бібліотека |
|