КАЛЕЙДОСКОП ПЕРІОДИКИ

ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
№ 7 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ
Р.Г.Яновский, А.В. Агошков. Народная культура и правосознание:традиции, проблемы, перспективы........................................................................5

Отчуждение социальной жизни и социальных идеалов от правосудия дает повод социологам говорить о "кризисе правосознания" в российском обществе. Наблюдается любопытная картина: склонность большинства россиян к стабильности и социальному порядку сопряжена с явным пренебрежением к методам социального регулирования - в частности, правовым. По мнению авто- | ров, основная причина этого явления заключается в том, что содержание, практика современного права не соответствуют ценностям и идеалам народной культуры России. ™""

В.А. Бачинин. Синергетическая методология и теория права................................................................................................................................... 11

Современная правовая теория, располагающая обширным методологическим, инструментарием, не может пройти мимо тех теоретических разработок, которые появились благодаря такому, сравнительно новому, сложившемуся во второй половине XX в. научному направлению, как синергетика. Это связано в первую очередь с тем, что в социальных объектах со сложным содержанием традиционная для позитивной социологии механистическая модель причинности имеет ограниченное поле приложения.


М.С. Уваров. Человек в век телевидения, компьютера и Интернета........................................................................................................................ 14

Многие мыслители пытаются дать сегодня обобщающий образ современной культуры и цивилизации. Казалось бы, неизменность людской природы подтверждена тысячелетиями существования человечества. Меняются века, принципиально трансформируется мир "второй природы" (общества), но человек остается человеком. Не видно решающих прорывов в воспитании нравственных устоев человечества. И тем не менее мир современного человека принципиально отличен от того, каким он был еще 40-50 лет назад.


X. Хофмайстер. Теория террористической войны.................................................................................................................................................... 20

Статья представляет собой расширенный вариант доклада, состоявшегося 24 мая 2002 года на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

ИСТОРИЯ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
С. Членов. Сумерки божков ........................................................................................................................................................................................ 26

Мы предлагаем вашему вниманию текст 1922г., посвященный теме государства и права (вернее, отрицания таковых). Надеемся, что наши уважаемые читатели не только смогут воспроизвести атмосферу общественной жизни того времени, но и найдут общие культурные черты, характерные для всех эпох "низвержения кумиров".

Ю.М. Лотман. Несколько мыслей о типологии культур............................................................................................................................................. 33

Проблема типологизации культур - ровесница культурологического дискурса. Сегодня, по нашему мнению, она носит скорее дидактический, чем методологический характер. Мы хотим познакомить наших читателей с классическим текстом фило софа и культуролога Ю.М. Лотмана, в котором эта тема затронута в части взаимодействия письменной и бесписьменной культур.


Л.Г. Викторова. Диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина - В.С. Библера......................................................................................................... 38

Технократические тенденции, определявшие на протяжении многих лет деятельность всей российской высшей школы, являлись продуктом естественнонаучно ориентированного сознания и системы образования в целом. Проблему же формирования гуманитарно-ориентированного специалиста можно решить, перестроив работу высшей школы на другом методологическом основании, а именно на концепции диалога культур.

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА
С.А. Смирнов. Сущность и смысл социально-гуманитарного образования .................................................................................................................41

Главный смысл образования - это осуществление практики автопоэзиса, то есть возделывания в себе культурных качеств, с опорой не на уничтожение среды, вас вскормившей, а на собственную деятельность. В своем образовании человек опирается, прежде всего, на свои руки и ноги, на свою голову, на свою чистую антропологию. В этом смысле образование и есть всегда попадание в чистую, нулевую ситуацию. Гуманитарно-образованный - значит выстраивающий свою антропологию.

Г.И. Зверева. Методы изучения культуры (программа учебного курса для студентов гуманитарных специальностей вузов).................................. .45

Курс лекций входит в блок общепрофессиональных дисциплин подготовки студентов, обучающихся по специальности - 020600 (культурология). Цель курса - рассмотрение проблем методологии культуры в контексте новоевропейской интеллектуальной истории, анализ содержания основных подходов к исследованию культурных форм и процессов. Задачи курса состоят в том, чтобы показать тесную взаимосвязь теоретико-методологических, историко-культурных аспектов изучения культуры с методическими проблемами подготовки культурологов.

М.Н.Яковлева. Семиотика в философском и культурологическом образовании.......................................................................................................... 52

В РГПУ им. А.И. Герцена на факультете философии семиотика преподается на третьем курсе. Слушателями курса являются студенты, обучающиеся по двум специальностям - "философия" и "культурология". На лекционных занятиях они объединя ются, на семинарах - разделяются на две группы, поэтому при подборе лекционного материала необходимо учитывать точки соприкосновения философского и культурологического образования, а при планировании семинаров, наоборот, исходить из специфики этих двух направлений.

Н.А. Чиликова. Дополнительные занятия по русскому языку и культуре речи как способ коррекции языковой культуры (у студентов неязыковых специальностей) ........................................................................................................................................................................................................54

В условиях билингвизма особенно остро встает вопрос о языковой подготовке будущих специалистов, поскольку для некоторых студентов русский язык является не родным, а вторым государственным. В таких случаях двух часов в неделю лекционно-прак-тических аудиторных занятий, предусмотренных учебным планом и программой, бывает недостаточно. Отсюда возникает необходимость в дополнительных занятиях,

Л.В. Пешикова. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе............................................................................................... 57

Цикл статей, предлагаемый вашему вниманию, является частью учебно-методического пособия. Эта книга обращена к учителю и посвящена методическим проблемам преподавания предмета «Мировая художественная культура» (МХК), а также важнейшим проблемам организации восприятия-общения школьников с художественными произведениями. Она является результатом длительного преподавания и научного исследования данного школьного предмета.

А.В. Агошков. Основы правовой культуры (дидактические материалы к урокам обществознания в 11 классе)........................................................ 64

Вашему вниманию предлагается часть учебного пособия по школьному курсу обществознания, призванного дополнить и углубить те знания, которые школьники почерпнули из учебника. Главная задача - не только расширить представления об обще-) ственной жизни, но и пробудить интереснее изучению. В рамках каждой темы учащимся предстоит проделать три основные операции: повторить пройденный материал и вспомнить основные понятия; ответить на несколько вопросов и выполнить задания; ознакомиться с документами, помещенными в рубрике "Из истории государства и права".

КУЛЬТУРА И УПРАВЛЕНИЕ
Т.Г. Богатырева, Ю.Е. Зиятдинова. Потребление культуры: направления современной культурной политики........................................................ 69

Специалисты кафедры теории и практики культуры Российской академии государственной службы при Президенте РФ рассказывают об ответственности государства за приобщение широких слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры, о формировании культурных потребностей, которое может служить духовному и нравственному совершенствованию человека, развитию демократических институтов в нашей стране..

А.В. Бандурин, Б.А. Чуб. Стратегический менеджмент и кадровый потенциал организации...................................................................................... 76

До последнего времени само понятие "управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, сис тема управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием кол- \ лектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений. Развить представления о культуре организации призвана данная статья.

Н.Ш. Шакиров. Отбор персонала предприятия какэлемент корпоративной культуры ...............................................................................................85

Задачей привлечения персонала является обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в качественном и количественном отношении с учетом места и времени, а также эффективное соединение характера решаемых предприятием задач с человеческой природой работников, выполняющих эту задачу. Эти и ряд других факторов влияют на формирование корпоративной культуры предприятия - важнейшего показателя его морально-психологического климата и эффективности.

X. Нурминен. Финский способ поддержать туризм .....................................................................................................................................................89

Тему "Социально-, культурно- и экономически устойчивый туризм с точки зрения менеджера культуры" автор предполагает раскрыть на примере проекта, над которым она работает с 1998 года, поэтому сначала кратко представлен сам проект, посвященный проведению литературного фестиваля в муниципалитете Кустави.

Л.В. Пешикова. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе 57

Цикл статей, предлагаемый вашему вниманию, является частью учебно-методического пособия. Эта книга обращена к учителю и посвящена методическим проблемам преподавания предмета «Мировая художественная культура» (МХК), а также важнейшим проблемам организации восприятия-общения школьников с художественными произведениями. Она является результатом длительного преподавания и научного исследования данного школьного предмета.

ЛИКИ КУЛЬТУРЫ
Т.В. Тюпикова, В.Н. Самойлов. Поисковые правовые системы в формировании современной правовой культуры ....................................................92

Проблемы, рассматриваемые в курсе "Правовая информатика", лежат на стыке двух наук - автоматизации и права. Правовая информатика появилась с появлением персональных компьютеров, до 80-х годов термин "правовая информация" в юридической литературе не употреблялся. Авторы предпочитали, рассматривая информационные проблемы права, пользоваться предметной терминологией: "источники права", "правовые источники", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и т.п.

Н. Ивакина. Русский язык российского права ..............................................................................................................................................................95

По просьбам наших читателей мы повторяем публикацию статьи Н. Мвакиной, посвященную проблемам языкового "оформления" нормативно-правовых актов. Надеемся, что она окажется полезной не только для ученых-культурологов, но и правоведов, законодателей и преподавателей общественных ди

КРИТИКА. ПУБЛИЦИСТИКА
Е.Терновский. Орфография как свидетель обвинения. Князь Петр Долгоруков и анонимные письма........................................................................ 99

Восемнадцать лет после смерти Пушкина французский журналист и бывший личный секретарь князя Демидова, известного историка Крыма, Ашилъ Галле де Кюльтюр издал книгу «Царь Николай и Святая Россия». Для пушкинистов она представляет немалый интерес. Прежде всего, это одно из первых упоминаний об анонимных письмах, обстоятельствах дуэли и смерти Пушкина, опубликованных в западной печати..

А.М. Песков. Коммунизм - "неотвратимая судьба России". Историософская логика НА Бердяева ...........................................................................106

При подготовке номера были использованы публикации журналов "Отечественный записки", и "Новый журнал", газеты "НГ Экслибрис", а также седержание Интернет-сайтов www. Edu. Novgorod.ru, www.strana.ru, www ecoethics. ru и др.