СЕРГЕЙ
КИВАЛОВ: "Я НЕ ХОТЕЛ БЫ ДАЖЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИ РАССМАТРИВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ
ПРИЗНАНИЯ ВЫБОРОВ НЕЛЕГИТИМНЫМИ"
//
Зеркало недели. - 2004. - №43.
В
эти смутные, неспокойные предвыборные дни, каждый из которых приносит
все новые тревожные вести, большей частью похожие на сводки с фронтов,
очень хочется услышать что-нибудь жизнеутверждающее. И потому за ту дозу
успокоительного, которую ты получаешь от общения с этими людьми, трудно
не испытать благодарности. Обитают они в большом красивом здании на площади
Леси Украинки, в большинстве окон которого последние пару месяцев свет
не гаснет даже по ночам. Здесь действительно кипит напряженная работа
- Центральная избирательная комиссия готовится к выборам президента Украины.
Замечательные, хочу сообщить вам, люди: несмотря на чрезвычайную занятость,
они находят время, чтобы встретиться с журналистом, угостить его чаем
и терпеливо выслушать все вопросы. И какими бы эти вопросы ни были, ответы
этих людей обладают неизменным психотерапевтическим эффектом.
"Срыв выборов?" - "Да никогда в жизни!", "Фальсификация
результатов?" - "О чем это вы?", "Массовые нарушения?"
- "Где вы такое встречали?". И ты уже просто не в состоянии
возражать, когда тебя в энный раз убеждают: выборы пройдут в полном соответствии
с принципами открытости, законности и демократичности. Тем более, когда
сам хотел бы этого. Но, проникшись оптимистическим настроем собеседника,
ты выходишь из этого здания и видишь нескончаемые колонны людей в погонах,
марширующих по центральным улицам столицы. Включаешь дома телевизор и
узнаешь о реальной угрозе закрытия телеканала, новостийщики которого не
работают по темникам президентской администрации. Приходишь на работу,
и твоя сотрудница рассказывает, как под ее домом "тусовалось"
несколько десятков машин "Беркута".
Признаков надвигающейся опасности столько, что укрыться от нее, кажется,
можно только за стенами Центризбиркома. Сквозь них, похоже, не проникают
сообщения о том, что в восточных областях Украины людям платят по 600-700
гривен за то, чтобы они, взяв открепительные талоны, отправлялись в день
выборов в Киевскую, Львовскую, Тернопольскую, в Ивано-Франковскую области.
Туда, наверное, не звонят, как нам в редакцию, женщины из Донецка, рассказывающие
о спускаемых в городские школы разнарядках на составление списков (по
десять человек от класса) тех родителей, к кому урны для голосования будут
привозить на дом. При этом на резонные замечания людей о том, что все
они способны самостоятельно передвигаться и могут явиться на избирательные
участки, было сказано: для выездных голосований, мол, средства предусмотрены
отдельной строкой, и их нужно израсходовать.
В силу загруженности очень важной работой ЦИКовцы не ведают о том, что,
как было сообщено с трибуны парламента, на военных базах в селе Новые
Петровцы, в Боярке, Ирпене готовятся специальные группы военных, численность
которых ко дню выборов возрастет втрое. В подготовке военных, по словам
главы парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью Владимира Стретовича,
участвуют представители российских спецподразделений "Вымпел"
и "Альфа". И, конечно же, членам Центризбиркома нет никакого
дела до того, что кандидат в президенты Виктор Янукович, выступая перед
представителями территориальных общин Луганской области заявил: "Я
верю, что сильных и здоровых людей намного больше, чем этих козлов, которые
нам мешают!". И при этом "сильные и здоровые люди", собравшиеся
в зале, в едином порыве вскакивают с мест, награждая оратора-"проффесора"
бурными, продолжительными аплодисментами. Впрочем, этого, действительно,
к делу не пришьешь. Это я так, для полноты картины.
Но вот что находится в непосредственном ведении Центральной избирательной
комиссии, так это использование кандидатом от власти в качестве средства
для поднятия своего рейтинга административного ресурса. Кажется, никем
пока не отменена статья закона о выборах президента, в которой предусмотрено
наказание за подкуп избирателей. Тем не менее многочисленные приступы
благотворительности украинского премьера следуют один за другим. Повысили
пенсии, а с ними заодно и цены на товары потребления и услуги. Мало. Нужно
еще пообещать, что каждому ветерану войны будет подарено по автомобилю.
"Мы не можем не согласиться с оценками правительства относительно
критического состояния этой категории граждан", - заявил по этому
поводу депутат-"нашеукраинец" Николай Томенко. Однако их положение,
прогнозирует парламентарий, еще более ухудшится, если представить, что
Янукович таки выполнит свое обещание: для обеспечения всех ветеранов "Тавриями",
по подсчетам Томенко, нужно будет изыскать более 53 миллиардов гривен.
Едва ли бюджет страны выдержит такую нагрузку.
Но еще более близкой для ЦИКовцев должна быть тема работоспособности участковых
комиссий и готовности избирательных участков к открытию. Состояние, в
котором нынче пребывает значительная часть избиркомов, свидетельствует
о том, что многие из них в день выборов могут так и не открыться. А из-за
отсутствия кворума в большинстве комиссий они не смогут принять ни одного
решения, вплоть до утверждения результатов выборов. По информации Комитета
избирателей Украины, к примеру, во Львовской области таких недееспособных
комиссий на начало нынешней недели было 50 процентов. Кроме того, на участках
Львовщины не хватает 524 телефонов, 600 сейфов, 800 огнетушителей. В существующих
же сейфах не работают замки. Да что там сейфов, если во многих местах
для голосования не достает столов, стульев и не установлены решетки на
окнах тех помещений, где находятся сейфы! Именно с обсуждения темы о готовности
избирательных участков к визиту на них в следующее воскресенье почти тридцати
миллионов граждан Украины и начался наш разговор с председателем Центральной
избирательной комиссии Сергеем Киваловым.
- Сергей Владимирович, Комитет избирателей Украины недавно заявил о том,
что готовность примерно пятой части участков к проведению выборов вызывает
серьезные сомнения. КИУ назвал ситуацию катастрофической. Вы разделяете
их тревогу?
- Комитет избирателей Украины - это известная общественная организация,
благодаря которой я получаю много полезной информации, к которой отношусь
с большим вниманием. Я считаю, что чем больше известно Центризбиркому,
тем эффективней его работа. Однако разговоры о том, что 20 процентов избирательных
комиссий не готовы к работе, - серьезное преувеличение.
Если я скажу, что в нашем "хозяйстве" все идеально, это, конечно,
будет неправда. Но недостатки в нашей работе объясняются объективными
причинами. В избирательном процессе задействовано огромное количество
людей: по нашим данным, около миллиона двухсот тысяч. Это - члены территориальных
и участковых комиссий, доверенные лица кандидатов, наблюдатели. Самое
крупное предприятие в стране не насчитывает такого количества работников.
Но главная особенность нашего "производства" состоит в том,
что почти все задействованные в нем люди работают здесь временно. И по
статистике только 67 процентов из них имеют хотя бы какой-то опыт участия
в избирательных кампаниях, остальные - "новобранці". Руководить
ими можно лишь методом убеждения. Когда человек добросовестный, проблем
нет. Но ведь немало и таких членов комиссий, которых очень трудно убедить.
- Одним из способов избежать фальсификаций во время голосования на выборах
президента авторы нового закона о выборах посчитали использование прозрачных
урн для голосования. Однако в процессе реализации этой идеи, насколько
нам известно, возникли некоторые трудности. Удалось ли их преодолеть?
Насколько прозрачные урны для голосования помогут свести до минимума искажения
результатов выборов?
- Как известно, был проведен открытый тендер и определен победитель, взявшийся
за изготовление необходимого количества урн. Но уже после конкурса и заключения
договора резко подскочили цены на сырье для изготовления прозрачной пластмассы,
появились перебои с ним. Поэтому у субподрядчика в России действительно
были сложности с выполнением графика. Но Центральная избирательная комиссия
держит ситуацию под постоянным контролем. Наш представитель безвыездно
находится на предприятии - изготовителе урн. Для страховки мы даже заключили
договор со вторым подрядчиком, предприятием из Василькова.
На сегодня урны уже доставлены по графику более чем в половину (а если
быть точным, в 14) регионов. Поэтому мы уверены, что необходимое количество
урн будет изготовлено и доставлено в срок.
Применение прозрачных урн, действительно, серьезно препчятствует многим
способам избирательных нарушений, в частности, неправомочный вброс бюллетеней.
Опасения, что прозрачная урна нарушит принцип тайности голосования, безосновательны:
бюллетень будет изготовлен из плотной бумаги с многоуровневой защитой,
и на сложенном бюллетене невозможно различить, за какого из кандидатов
поставил отметку избиратель.
- И все же многие наблюдатели опасаются, что даже наличие прозрачных урн
не сможет полностью обезопасить от случаев массового вброса бюллетеней.
Как известно, если количество бюллетеней, обнаруженных в урне, будет превышать
число зарегистрированных избирателей, выборы на участке могут признать
недействительными. Прогнозировали ли вы, насколько масштабным может оказаться
такой вид фальсификации?
- Общее количество бюллетеней, которые в эти дни печатаются на банкнотно-монетном
дворе и полиграфкомбинате "Украина", 40 миллионов. ЦИК исходила
из того, что избирателей у нас на сегодняшний день 37 миллионов триста
человек, к тому же мы приняли решение напечатать 4 процента дополнительных
бюллетеней. У нас очень жесткая система подсчета голосов и контроля за
избирательными бюллетенями. На каждом из них будет проставлен номер избирательного
округа и номер избирательного участка. Типографским способм. И с одного
участка на другой перебросить бюллетень будет невозможно. Если максимальное
количество избирателей на участке, согласно закону, составляет три тысячи
человек, то дополнительных бюллетеней с номером конкретного участка там
будет 120, то есть 4 процента. И ни на один больше. Все неиспользованные
бюллетени будут гаситься в присутствии всех членов комиссии. И для этого
предусмотрены специальные акты.
- И вы гарантируете, что ни один бюллетень, на котором бы не стоял номер
участка, нанесенный типографским способом, в урну не попадет? А если попадет,
то не будет учтен?
- На днях ЦИК приняла решение отправить в каждый избирательный округ дополнительно
еще по две тысячи бюллетеней. Мы проставим на них номер округа, оставив
неуказанным номер избирательного участка. Номер будет проставлять территориальная
комиссия, и по своему постановлению, принятому на открытом заседании,
выдавать бюллетени участковым комиссиям. Когда мы, начиная с пятницы,
будем развозить бюллетени по округам, территориальная комиссия будет принимать
и эти две тысячи. И хранить их в сейфе отдельно от других. На случай непредвиденных
ситуаций. По этому поводу в ЦИКе было много горячих дискуссий. Члены комиссии,
которые уже имеют большой опыт работы в избирательных кампаниях, убедили
нас, и практика действительно свидетельствует о том, что бывают случаи,
когда бюллетеней недостает, и тогда возникают неразрешимые конфликты.
Кроме того, законом предусмотрено хранение резерва бюллетеней в территориальных
комиссиях. Мы открыто заявляем об этих резервных бюллетенях и обеспечиваем
механизм их строгого учета.
- И вешаете на стену ружье, которое, как известно, имеет все шансы выстрелить.
Вам известно о готовящихся массовых выездах жителей восточных регионов
страны в западные области с целью создать условия для признания выборов
недействительными на максимальном количестве участков? Для этого они берут
открепительные талоны с тем, чтобы в день голосования иметь возможность
выехать с малой родины. И делают это, между прочим, отнюдь не за спасибо.
- Не думаю, что вы правы, ссылаясь на Чехова. Ведь все бюллетени будут
приниматься прозрачно, коллегиально территориальными комиссиями на их
заседании, храниться опечатанными и описанными по номерам. Для их выдачи
также потребуется постановление комиссии, вынесенное на открытом заседании.
Что касается открепительных. Как участковая комиссия может отказать человеку,
предъявляющему паспорт и утверждающему, что в день голосования он едет
в командировку? Законных оснований для отказа ему у комиссии нет. По закону
о выборах, подготовленному, кстати, представителями, прежде всего, непровластных
фракций, он имеет такое право. Мы напечатали полтора миллиона открепительных
талонов. Но сегодня к нам из комиссий поступают просьбы о предоставлении
большого количества.
- Вы намерены его увеличить?
- Мы договорились так: досылать открепительные талоны на места будем лишь
в случаях, когда для этого имеются объективные причины. Решение о выдаче
дополнительных открепительных талонов ЦИК будет принимать коллегиально,
учитывая обоснованность этого шага в каждом конкретном случае. Пока дополнительных
открепительных талонов мы не печатали.
Еще 3 августа 2004 г. ЦИК утвердила форму открепительных удостоверений,
актов об их передаче. Закон сводит на нет всякие возможности манипулировать
с открепительными. При выдаче открепительного удостоверения данные об
этом вносятся в список избирателей. В каждом удостоверении проставляется
дата выдачи, номер, причем нумерация будет единой по всей Украине, то
есть всегда можно будет проследить, откуда прибыл гражданин, где и кем
было выдано открепительное удостоверение.
К тому же удостоверения для дня выборов и дня повторного голосования будут
иметь разное оформление, чтобы исключить манипуляцию открепительными первого
тура в возможном втором туре.
- Зато от руки, что допускается законом, будут проставляться номера участков
на бюллетенях, которые предназначены для голосования на дополнительных
зарубежных участках, которые создаются в порядке исключения. То есть на
тех четырехстах дополнительных участках, что будут созданы в России. Разве
это не почва для злоупотреблений?
- На одном из последних заседаний Центризбиркома мы приняли решение проставить
номера участков и на этих бюллетенях.
- Но как же можно успеть это сделать?
- Мы успеем. Есть договоренность с полиграфическими предприятиями. Вообще
ЦИК работает практически круглосуточно.
- А хватит ли средств, выделенных для проведения выборов, при таком масштабном
увеличении зарубежных участков? Ведь вы не раз говорили, что они ограничены.
- Мы планировали потратить 84 миллиона гривен на изготовление урн для
голосования, а потратили 32. Уже здесь можно изыскать резерв. К тому же,
не исключено, что нам придется обращаться к Верховной Раде с просьбой
принять решение о выделении на проведение выборов дополнительных средств.
Ведь велика вероятность того, что будет второй тур.
- Каким образом Центризбирком намерен обезопасить выборы от так называемого
двойного голосования, вероятность которого возможна в силу того, что довольно
большое количество избирателей, проживающих за границей и готовых принять
участие в голосовании за пределами Украины, в то же время числятся в списках
избирателей в Украине?
- На зарубежных участках первичные списки избирателей составляются по
данным консульского учета. На учете состоит небольшое количество граждан
и к тому же только те, кто постоянно проживает в данной зарубежной стране.
Это уже определенная гарантия точности сведений в списке. Гражданин Украины,
не стоящий на консульском учете, не позже чем за семь дней до дня выборов
может обратиться в комиссию с заявлением о включении его в список избирателей.
Для включения в список избирателей на зарубежном участке за шесть дней
до выборов и позже необходимо обязательно подать открепительное удостоверение,
полученное в Украине. О том, насколько сложно будет манипулировать открепительными
талонами, я уже говорил.
Наконец, все зарубежные избирательные комиссии обязаны сразу же после
включения избирателя в список информировать о каждом включенном в список
избирателе комиссию по месту жительства этого избирателя в Украине.
- Сергей Васильевич, а почему Центризбирком не реагирует на очевидные
нарушения избирательного законодательства в той его части, что касается
освещения выборов в СМИ? Вам лично не бросается в глаза явное преимущество
кандидата от власти, которое заметно и на телевидении, и в газетах, и
по наружной рекламе на улицах городов? И достигается это преимущество
благодаря всего лишь премьерской должности Виктора Януковича.
- Эта проблема существует не только в нашей стране. К тому же есть решение
Верховного суда о том, что г-н Янукович имеет право на освещение своей
деятельности в качестве премьер-министра. И трудно найти грань, за которой
заканчивается его ипостась премьер-министра и начинается деятельность
кандидата в президенты.
- Но ведь во время поездок Виктора Януковича по стране, в которых он ведет
агитацию за себя как кандидата в президенты, используется служебный, то
есть государственный, транспорт, государственная связь, помещения для
встреч с избирателями, явно не арендуемые на средства из избирательного
фонда. Разве это не является нарушением избирательного законодательства?
- Он выступает как премьер-министр. И с юридической точки зрения оснований
для обвинений его в нарушении закона нет. Вероятно, закон требует усовершенствования.
Кстати, в Конституционном суде сегодня находится представление об официальном
толковании закона о выборах относительно использования государственных
ресурсов при предвыборной агитации.
- А как насчет рекламных щитов в поддержку Януковича, появившихся на улицах
Москвы? Это, по-вашему, тоже не является нарушением закона?
- По этому поводу к нам не поступало ни одной жалобы.
- Вы реагируете только тогда, когда к вам обращаются с жалобой? У вас
нет собственных средств мониторинга ситуации?
- Нет. Мы не имеем права самолично поднимать вопросы о нарушениях в ходе
кампании. ЦИК самостоятельно устраняет нарушения, допущенные только со
стороны территориальных избирательных комиссий, если заявитель жалобы
обратился к нам, но не заметил каких-то нарушений, которые в ходе проверки
выявились. И знаете, дай нам Бог справиться с тем валом жалоб, что к нам
поступают. ЦИК, в отличие от любого другого государственного органа, рассматривает
каждую жалобу на протяжении пяти дней и выносит постановление по итогам
открытой дискуссии. Все претензии рассматриваются в открытом режиме, на
заседании, где могут присутствовать представители всех кандидатов, пресса,
телевидение, международные наблюдатели. Поэтому, наверное, кандидаты и
жалуются на действия СМИ не в суды, которым подведомственны эти жалобы,
а в ЦИК.
- Нам в редакцию очень часто звонят люди…
- Нам тоже.
- …которые рассказывают о происходящих в различных уголках нашей страны
злоупотреблениях, связанных с грубым нарушением избирательного законодательства.
И многие из этих случаев касаются составления списков избирателей. Так,
к примеру, в Харьковской области обнаружены тысячи так называемых мертвых
душ. А кое-где в других местах при составлении списков людей обходили
работники жэков и ненавязчиво интересовались, за кого они собираются голосовать.
Если выяснялось, что избиратель не готов поддерживать кандидата от власти,
в написании его фамилии сознательно допускалась ошибка, чтобы иметь законные
основания отказать человеку в выдаче бюллетеня на избирательном участке.
Об этом звонящие вам люди рассказывали?
- По закону о выборах президента, обязанность по составлению списков избирателей
возложена на органы местного самоуправления. Там, где председатель сельсовета,
горсовета - человек ответственный, он сделал все, чтобы списки полностью
соответствовали действительности. Но ведь есть разные люди. Кто-то ограничился
тем, что взял старые списки, не утруждая себя уточнениями и проверками.
Но после этого граждане могут ознакомиться со списками и потребовать исправить
допущенные там ошибки. Ознакомиться со списком может каждый гражданин,
это прямо прописано в законе. Внести изменения в списки избирателей можно
будет даже в день голосования, но только уже путем обращения в суд. А
суды будут работать в этот день, несмотря на то, что он воскресный.
Но проблемы со списками возникают всегда, от одной кампании к другой.
Это самое тонкое место. С первого дня моего пребывания на должности председателя
ЦИК я говорю о необходимости создания единого реестра избирателей. В первом
чтении закон о реестре уже принят. Уже в этом году на его подготовку нам
выделено один миллион двести тысяч гривен. Основная база у нас уже есть,
и мы уже приступаем к созданию реестра. Думаю, к выборам народных депутатов
он уже будет работать.
- Раньше вы заявляли о том, что для обеспечения общественного контроля
на выборах Центризбирком намерен привлекать правоохранительные органы.
Сохраняется ли такая необходимость и на сегодняшний день и не противоречит
ли это закону о выборах?
- Охрану общественного порядка органы внутренних дел должны обеспечить
по закону, подчеркиваю - по закону, на всех избирательных участках. Но
милиционер не должен сидеть рядом с урной и, тем более, за столом председателя
комиссии. Мы давали разъяснения по этому поводу. Участковый должен находиться
на улице, рядом с избирательным участком. И привлекается к наведению порядка
в случае необходимости, если кто-то начинает его нарушать. Его присутствие
в помещении избирательного участка необязательно. Тем более недопустимо
какое-то вмешательство в процесс голосования.
- Почему на телевизионных экранах, обильно демонстрирующих политическую
рекламу, нет рекламы социальной? Где избирателя просвещали бы на предмет
его прав и обязанностей в ходе выборов. Ведь, как это ни прискорбно, многие
из них до сих пор уверены в том, что в кабинках для голосования будут
установлены камеры, которые фиксируют то, как они проголосовали.
- Такая реклама есть. И в этих роликах снимался даже я сам. Вы не видели
образовательный фильм, подготовленный с участием ЦИКа, который мы демонстрировали?
- Нет. Может быть, его стоит показать по телевизору?
- Так показывали уже на Первом канале. Это же все деньги. Мы вот на днях
обратились к руководству ряда национальных телеканалов с просьбой разместить
в своем эфире нашу социальную рекламу, чтобы она бесплатно шла хотя бы
в оставшиеся до выборов дни. Посмотрим, что они нам ответят.
- В последние дни появилось сразу несколько законопроектов, предполагающих
внесение изменений в закон о выборах президента. Как бы вы оценили степень
важности предлагаемых изменений избирательного законодательства, насколько,
по-вашему, готовы к внесению изменений народные депутаты и насколько вероятно
принятие этих изменений уже после выборов?
- С лета 2004 г. в Верховной Раде зарегистрировано около десяти проектов
о внесении изменений в закон о выборах. Законопроекты касаются разных
вопросов: от обеспечения избирательных участков помещениями до порядка
установления результатов выборов.
Самым резонансным, разумеется, является законопроект, предусматривающий,
что победившим во втором туре будет считаться кандидат, который наберет
абсолютное (то есть более 50 процентов) большинство голосов, принявших
участие в выборах избирателей, а не относительное (больше другого кандидата),
как это предусматривает ст. 85 закона в действующей редакции.
Свои предложения по изменению закона внесла и Центральная избирательная
комиссия. Они касаются, прежде всего, предоставления наблюдателям от непартийных
общественных организаций права участвовать в избирательном процессе, а
также возможной замены руководящего состава избирательных комиссий.
Тем не менее не думаю, что вероятность внесения изменений в закон высока:
времени до выборов осталось совсем немного, да и единого мнения о необходимых
изменениях среди законодателей нет.
- Признать выборы в целом по стране несостоявшимися, согласно закону о
выборах, невозможно. Однако тот же закон допускает возможность признания
голосования недействительным на отдельно взятом избирательном участке.
Предположим, что количество таких участков окажется критическим, а также
будут основания предполагать, что это случилось в результате целенаправленных
действий сторонников одного из кандидатов. Можно ли допустить, что Центризбирком
либо сам примет решение о признании выборов нелегитимными, либо обратится
по этому поводу в суд?
- Нужно детально разбираться с каждым отдельным случаем. Часто, когда
один из членов комиссии готовит для рассмотрения на заседании ЦИК жалобу,
он выступает с одной точкой зрения. А когда комиссия собирается вместе,
эта точка зрения меняется на противоположную. Поэтому мы будем изучать
каждый конкретный случай нарушения. Кроме того, что нам станет известно
о факте нарушения, нам нужно будет выяснить, кто является нарушителем.
Ведь за это предусмотрена административная и уголовная ответственность.
- И все-таки, если количество нарушений будет значительным, даст ли это
основание подвергнуть сомнению результат выборов?
- Работать днем и ночью в течение четырех месяцев для того, чтобы потом
объявить о безрезультатности сделанного?.. Да мы сегодня, по-моему, как
никто, заинтересованы в том, чтобы выборы состоялись и прошли демократично,
прозрачно и законно.
- Но если все ваши усилия окажутся недостаточными, и значительных нарушений
избежать не удастся, вы все равно объявите искаженные в связи с этим результаты
выборов?
- Мы приложили титанические усилия и затратили огромное количество энергии,
чтобы выборы действительно состоялись. Мне очень обидно слышать, когда
говорят о том, что выборы не состоятся. Мы занимаем в этом вопросе весьма
жесткую позицию: выборы состоятся при любой политической погоде.
- Я имею в виду другое. Как поведет себя ЦИК, если выборы пройдут с явными
массовыми нарушениями?
- Сегодня делать подобные предположения трудно. Кроме того, я не думаю,
что нарушения будут такими значительными, как об этом часто говорят. Условия
проведения выборов самые демократичные.
Уже сейчас закон предоставляет каждому возможность проверить правильность
списков избирателей. В день голосования и при подсчете голосов на избирательных
участках будет присутствовать огромное количество наблюдателей, доверенных
лиц, членов избирательных комиссий от разных кандидатов. Они смогут присутствовать
и при голосовании за пределами участка. Кстати, на этих выборах зарегистрировано
рекордное количество иностранных наблюдателей (на сегодня их уже больше
двух тысяч 400), не говоря уже о наблюдателях от кандидатов.
Поэтому я не хотел бы даже теоретически рассматривать возможность признания
выборов нелегитимными.
Financial
Times Deutschland: Президентская гонка вносит раскол в украинское общество
//www.podrobnosti.ua/
Нильс Краймайер
Оппозиция
и правительство спорят о приоритетах внешней политики - Россия или ЕС.
Наблюдатели за ходом выборов опасаются, что и в Украине результаты голосования
будут фальсифицироваться.
Киев. В одном из джаз-клубов украинской столицы музыканты играют последние
такты. Молодой музыкант с темной шевелюрой начинает соло на ударных инструментах.
В заключении он встает и, поднимая вверх палочки, выкрикивает: 'Ющенко!'
- имя кандидата в президенты от оппозиционных сил. Стоящие вокруг одобрительно
кивают.
В Украине предвыборная кампания, 31 октября либерал Виктор Ющенко выступит
против нынешнего премьера Виктора Януковича. Его в оппозиции называют
не иначе как "ставленник власти", потому что он является фаворитом
уходящего с поста главы государства Леонида Кучмы. После двух сроков авторитарного
правления Кучма в выборах больше не участвует. "Янукович выступает
за старую систему, за коррупцию и кумовство, - говорит студент-юрист Олег,
- а главное состоит в том, чтобы эта система закончилась".
Эти выборы - еще и выбор направления. За Ющенко, который, будучи премьером
в 90-х годах, начал борьбу с экономическими олигархами, выступают ученые,
средний класс и все те, которые видят в ЕС свою перспективу. Януковича
поддерживает большинство промышленников из сырьевого сектора и их рабочие,
умело настроенные ими. Для них Россия - главный партнер.
Нейтралитет становится забытым словом
Предвыборная борьба вносит раскол в нацию. Нет почти никого, кто сохранял
бы нейтралитет. Глава Центрального банка Украины Сергей Тигипко возглавляет
избирательный штаб Януковича. Политолог Анатолий Гриценко перешел из своего
института в команду Ющенко.
Обе стороны ведут борьбу жестко. В выходные на улицы вышли 10 тысяч студентов,
обвинявших власти в оказании политического влияния. Их противники обвиняют
Виктора Ющенко в планировании насильственной революции. Большинство телеканалов
показывают последние недели только премьера. Президентская администрация,
кроме того, пытается оказывать влияние на СМИ, рассылая "темники".
В ответ оппозиция все вновь и вновь муссирует тему "уголовного прошлого"
Януковича.
Украина: статистика и факты
"В этой предвыборной борьбе уже нарушены все нравственные границы",
- говорит известный украинский автор Андрей Курков. Оппозиционный политик
Александр Турчинов сравнивает ситуацию с гражданской войной. Недавно Ющенко
был нанесен тяжелый удар. В середине сентября кандидат с тяжелым отравлением
был госпитализирован. Только через несколько недель он смог снова публично
выступать, похудевший и с отекшим лицом. Оппозиция подозревает, что за
этим стоит правительство. Оно же злорадно отреагировало лишь встречными
обвинениями.
Между двумя кандидатами, которые, предположительно, выступят друг против
друга в ноябре, проходит четкая разграничительная линия. За Ющенко выступает
его родной регион - Западная Украина, где говорят на украинском языке,
а взгляды обращены на ЕС и Польшу. Этнические русские на востоке Украины
- минимум 20 процентов всего населения страны - поддерживают Януковича.
Их пугает Брюссель.
Москва выбрала "кандидата от партии власти" и активно вмешивается
в предвыборную борьбу. Президент Владимир Путин выступает по телевидению
вместе с Януковичем и обсуждаем с ним предстоящее сотрудничество. Кремлевский
советник Глеб Павловский входит в команду советников украинского премьера.
"Россия не скрывает своей поддержки Януковича, - говорит депутат
Турчинов, - это вмешательство в наши внутренние дела".
Оппозиция уверена в своей победе, тем более что Ющенко опережает соперника
в большинстве опросов. В то же время его сторонники опасаются фальсификации
итогов выборов. США и правительства других западных стран предупреждают
о возможности манипуляции результатами голосования. Поэтому тысячи наблюдателей
собираются смотреть за действиями местных избирательных комиссий. "Если
результаты выборов будут сфальсифицированы, мы сообщим об этом, - говорит
журналист Егор Соболев, - а затем вместе с другими демонстрантами выйдем
на улицы".
Нетипичный
лидер
Кiевскiй
ТелеграфЪ. - 2004. - №43.
Среди украинского властного бомонда он стоит особняком. На самом же деле
Александр Омельченко - не просто один из самых здравомыслящих политиков
Украины, он - самый большой реалист. Нетипичность Омельченко в том, что
его политика - не теоретические измышления, а убеждения, выросшие из практики,
из глубокого знания экономики, системы хозяйствования, природы наших людей
и отношений. Поэтому заявления киевского мэра как кандидата в президенты
- настолько же неожиданны, насколько естественны, конкретны и просты.
Секрет его успеха еще и в на редкость удачном сочетании качеств: что-то
вроде золотого сечения. Глубокий патриотизм не мешает уважать другие страны
и перенимать лучшее. Смелость и твердость духа не препятствуют находить
компромисс. Здоровые, но не "зашкаливающие" амбиции сочетаются
с юмором и хорошей физической формой. Называя вещи своими именами, Омельченко
сохраняет такт. У Александра Александровича были все возможности пойти
по олигархической лестнице. Но он - человек глубоко верующий - сосредоточился
на другом. Любовь к Украине он воплотил в улучшение жизни в Киеве, а достижения
столицы мечтает перенести во все города и села родной страны. Результаты
его работы в качестве городского головы показывают: он знает, что и как
нужно делать. Александр Александрович, включившись в президентскую предвыборную
гонку, вы выступили с сенсационным заявлением о необходимости отмены института
президентства. Нет ли здесь противоречий?
- Украина должна быть парламентским государством. Но чтобы этого добиться,
мне действительно нужно победить на президентских выборах. Дело в том,
что у нас система власти построена изначально неправильно. Вектор власти
должен идти снизу вверх, поскольку народ является главным и единственным
работодателем для всех. В Украине же админмашина выступает диктатором
по отношению к собственному населению. Мы до сих пор подменяем понятия.
Кто, к примеру, пенсии платит? Правительство, министерство, бюджет? Народ
их платит!
А у нас на протяжении десятилетий воспитывались раболепие, подхалимаж
перед властью, которые до сих пор существуют на генном уровне. Не зря
ведь в Библии записано: "Не сотвори себе кумира". Нельзя все
отдавать на откуп одному человеку, поскольку его ошибка в масштабах страны
может иметь очень серьезные последствия, а президенту не каждый отважится
перечить. Давайте обратимся к истории. Если бы Черненко был моложе, мог
ли бы Горбачев, не став генсеком, хоть пикнуть про перестройку? И кто
знает, сколько бы все еще продлилось. Почему ни Путин, ни кто-либо иной
не мог ограничить влияние на Россию олигархов, не добравшись до самой
вершины власти? По природе мы очень стадны. То демонстрируем бездумное
"одобрямс", то устраиваем склоки и разборки по пустякам. Нужны
механизмы, исключающие и то, и другое.
- Александр Александрович, в этой связи каково ваше отношение к двум фаворитам
предстоящих выборов и насколько реально вы расцениваете свои шансы?
- Свою предвыборную кампанию я только начинаю. Да и предвыборный фонд
у меня поскромнее, и персонального самолета нет. Но тревожит другое. Поспешный
закон, по которому во втором туре президент выбирается простым большинством.
Допустим, участие в голосовании примет две трети избирателей. Часть бюллетеней
будут испорчены, многие проголосуют против обоих. И в этой ситуации может
получиться, что страной с 48-миллионным населением станет управлять человек,
за которого, к примеру, проголосовали десять миллионов.
Имеет ли он право диктовать свои приоритеты всему населению? В таком случае
на второй день после выборов я уйду в цивилизованную оппозицию. Если же
будущий президент сможет набрать более половины голосов населения - я
его поддержу. Нам нужен президент, который объединяет, а не разъединяет
нацию. Пока же методы борьбы зачастую выходят за всякие рамки - нельзя
идти к такому посту любой ценой.
- Вернемся к вашей программе. На чем базируются обещания об увеличении
пенсий и зарплат?
- Я конкретно знаю, что зарплату в Украине можно увеличить до тысячи,
а пенсии - до пятисот гривен. Разумеется, не путем включения печатного
станка. В Киеве уже сегодня средняя зарплата - 912 гривен.
Соответственно - поступления в Пенсионный фонд намного выше, чем по всей
Украине. На выплату пенсий непосредственно в столице тратится лишь половина
этих денег, а остальная их часть через центральный фонд идет в другие
регионы (за восемь месяцев текущего года - свыше двух миллионов гривен).
Чтобы увеличить пенсии, нужно побороть безработицу, легализовать все доходы
населения и вывести экономику "из тени". Согласно официальным
исследованиям Института стратегических исследований, которые цитировал
и Президент, в Украине до 40% экономики - "в тени". То есть
она работает не на бюджет, не на народ, а на коррупционеров и олигархов.
А теперь увеличьте 122 миллиарда, которые предлагаются в проекте бюджета
на 2005 год, как минимум вдвое! Значит, и все выплаты можно увеличить
тоже вдвое. Да, в один момент экономику "из тени" не вывести,
но за год-два - вполне реально. Ведь новоявленные "мультимиллионеры"
тоже плохо спят по ночам - ворочаются, не знают, как уберечь свои состояния
и куда деньги деть - а мы им поможем...
- Думаю, олигархи за возвращенный сон будут вам благодарны. Александр
Александрович, вы назвали довольно убедительные цифры по Киеву. На чем
же базируется экономический успех, которого достигла столица, переживающая
в последние годы столь бурный подъем?
- Вспомните, когда в 1994 году начали приватизацию, то вначале убеждали,
что ей подлежат только неэффективно работающие предприятия. Но вскоре
начали растаскивать за бесценок лучшие заводы, стратегические объекты,
рудники, облэнерго, сталелитейные производства. Отдельными группами людей
было запрограммировано ограбить Украину. Безусловно, высшая власть имела
отношение к этим процессам. Киев тоже тогда потерял пять предприятий.
С 1996 года, став главой Киевсовета и администрации, поняв обман, я вместе
с депутатами делал все, чтобы собственность городской общины осталась
за ней. В других регионах стратегические предприятия (те же облэнерго)
приватизированы, а в Киеве - сохранены. Поэтому и тарифы у нас ниже, и
хлеб дешевле. Если по такому же сценарию растащат и землю, Украина как
страна может вообще исчезнуть...
- Александр Александрович, будучи главой Киевсовета, вы допускали какие-либо
злоупотребления?
- На Виннитчине по моей инициативе за счет средств Киева газифицировано
село Зозив, где я родился, и построена церковь. То же сделал в Карабачине
на Житомирщине, где оканчивал школу. Если это злоупотребления - я готов
за них отвечать. Но тщательные проверки ничего противозаконного не обнаружили.
Імідж
і кампанія-2004: без цікавинки
//kandydat.com.ua/
Артем Біденко
На
початку президентської кампанії ще розглядався варіант третього кандидата,
який може увірватися в другий тур президентських виборів - такою "сірою
конячкою" міг стати або Олександр Мороз або Петро Симоненко. За місяць
до виборів уже було зрозуміло, що боротьба точиться тільки між двома претендентами,
які позиціонують себе як уособлення "влади", тобто, того політичного
режиму і тієї системи відносин, що існує протягом останніх десяти років
(Віктор Янукович), та нелівої опозиції до існуючого режиму (Віктор Ющенко).
Ні про Віктора Ющенка, ані про Віктора Януковича, обох головних кандидатів
у Президенти України, не можна говорити, що їхні іміджі є штучними, тобто,
витвором технологів. Обидва політики несуть в собі позитивний заряд реальності,
образ кожного з них складався задовго до офіційного початку кампанії.
І як би штаби не намагалися показати українському суспільству рішучого,
вольового Ющенка та культурного, освіченого Януковича, більшість громадян
знайома з зовсім іншими якостями обох кандидатів.
І Віктор Ющенко, і Віктор Янукович, перебуваючи в центрі уваги не тільки
команд один одного, але і всієї України, відчули на собі, що означає бути
публічним політиком. В результаті, політичні технологи, послугами яких
користуються штаби обох кандидатів, змушені були вибудовувати іміджі з
урахуванням фактів кримінальної відповідальності (Янукович), іноземного
громадянства жінки (Ющенко) тощо. Це спонукає, зокрема, штаб Януковича
намагатися вселити у потенційного виборця думку, що "помилки юності"
залишилися в історії, натомість тільки "конкретні справи" можуть
мати значення. З іншого ж боку робиться спроба "купити" потенційного
виборця тим, що тільки президент Ющенко зможе забезпечити справді добрі
відносини і з Росією, і з Заходом.
У популярному в США жарті "Ми не можемо оголосити перемогу у війні,
допоки про це не сповістило телебачення" є велика частка правди.
Навряд чи можна сподіватися на успіх, якщо сформований всередині виборчого
штабу імідж політика не буде донесено до виборця не лише в ході безпосереднього
спілкування самого політика, але передусім через засоби масової інформації.
Сприйняття населенням того чи іншого політика в українських умовах формується
здебільшого завдяки тій політиці, яку щодо них проводять наймасовіші телеканали
і газети. Це абсолютно справедливо стосовно і Ющенка, і Януковича. При
цьому варто зазначити, що за останні роки преса стала потужним каналом
формування іміджу, а Інтернет - каналом зливу інформації, як правдивої,
так і не правдивої. Преса, заснована владними органами або особами, наближеними
до чинної влади, найчастіше намагається "розкрутити" Віктора
Януковича як невтомного працівника, реформатора і успішного політика.
Натомість Ющенко у наймасовіших виданнях найчастіше постає нездатним керувати
державою.
Можна окреслити загальні риси напрямів, у яких вибудовуються іміджі Януковича
та Ющенка. Звичайно, аналіз торкається лише видимих і реалізованих моментів.
Віктор Янукович: надійний (домігся розвитку "свого" регіону,
підніме й Україну, потрібно дати йому більше можливостей); люблячий сім'янин;
жертва кон'юнктури (замах "яйцем", наступний виступ по телебаченню);
об'єднує Україну; робив "помилки" в молодості, але це вже в
минулому; толерантний (відкритий до всіх політичних сил).
Віктор Ющенко: реформатор (єдиний, хто намагався принести в Україну реформи);
ображений владою (отруєння, реклама - "у них не вистачить куль...");
дивиться в майбутнє (головне гасло кампанії - "так!"); освічений,
не сидів (протиставлення конкуренту); бореться за людей (знає, як виправити
ситуацію); люблячий сім'янин (однак зараз ця складова менша, внаслідок
пов'язаності з американським громадянством дружини).
Наведена нижче табличка пропонує ознайомитися з основними іміджевими ознаками
двох головних кандидатів у Президенти України. Вона не демонструє послідовності
дій чи успішності того чи іншого ходу, але показує основні тренди проходження
президентської кампанії, методики штабів та дає можливість спроектувати
наступні кроки.
Початкова
фаза Реакція опонента Рефлексія опонента Результат для популярності
"Свій хлопець"
транслюється на підтримку Януковича, демонструє його близькість до народу
Сидів (доходить до "руки в крові")
відповідь опозиції, поширюється максимально Немає Радше негативний, тому
що реакція опонента перекриває першоджерело
Неграмотний
транслюється опозицією щодо конкурента у відповідь на низку помилок, зроблених
Януковичем Нестійка, різноголоса, немає однозначної думки щодо того, як
треба відповідати Нехтування цього факту Радше негативний, хоча мало хто
з населення дізнався про це
Реформатор
транслювалося Ющенком до початку виборчої кампанії Розкрав Україну
неправдива інформація від опонентів Реформатор - 2
натомість В.Янукович позиціонується як єдиний справжній реформатор Позитивний
для Януковича, нейтральний для Ющенка. Саме рейтинг Януковича став рости
завдяки "зробленим ним" справам
Ображений
отруєння Ющенка принесло йому популярність, бо люди люблять ображених
Спочатку не повірили, але потім визнали факт отруєння. Втім, немає однозначного
ставлення, тому багато різних тем Ображений - 2
у відповідь Янукович теж стає ображений "яйцем", обвинувачує
опозицію Негативний для Януковича, бо технологія була дуже невдало застосована
Сильний
попри хворобу виходить і агітує Хворий
погано виглядає, довго не протягне Немає Невідомо
Проросійський
транслюється Януковичем, елемент дружби з Росією Розколює Україну
транслюється опонентами Теж дружить з Росією
транслюється Ющенком Позитивний вплив на обидва рейтинги
Прозахідний + Росія
транслюється Ющенком Розколює Україну
транслюється опонентами Немає Негативний для Ющенка, бо реакція опонентів
сильніша за першоджерело
Кампанія,
як можна побачити, будується на принципі "реакція - рефлексія",
що є найголовнішою помилкою обох кандидатів і не сприяє формуванню цілісного,
бажаного іміджу. Іншими словами, жоден з кандидатів не зробив під час
кампанії жодного справжнього ходу на випередження, виборчі штаби присвятили
максимум часу й зусиль пошукам реакції на ходи опонента.
|